Писатель-юбиляр 2022 года

11 сентября родился БОРИС ЖИТКОВ – русский и советский писатель, прозаик, путешественник и исследователь, автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных.

Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882 года недалеко от Новгорода, в деревушке на берегу Волхова, в семье талантливого педагога и одаренной пианистки. Три его дяди дослужились до адмиралов, а двое из них прославились при обороне Севастополя.

Отец мальчика, Степан Васильевич, преподавал в Новгородской земской учительской семинарии, написал учебники для учителей и учеников, разработал методику преподавания арифметики, организовал Новгородское физико-математическое общество. Он был человеком общительным, коммуникабельным, но требовательным к взрослым и детям, когда дело шло о выполнении долга.

Мать Бориса, Татьяна Павловна, была сиротой и росла у богатой тетки, которая старалась научить ее всему, что полагалось знать богатой барышне. Она училась в немецкой школе в Петербурге, занималась музыкой в консерватории, была ученицей Антона Рубинштейна. Тайком от тетки девушка посещала известные Владимирские курсы для женщин, стремившихся получить высшее образование. Вот в такой семье и в такой обстановке воспитывался будущий писатель.

Борис с детства любил слушать рассказы Толстого для детей, «Конька-Горбунка», сказки Пушкина, которые ему читал отец. Они часто гуляли в новгородском Кремле, вокруг памятника тысячелетию России. Мальчик отличался хорошей памятью. До гимназии выучил наизусть «Мцыри» и «Демона», а затем всего «Евгения Онегина», «Горе от ума», многие стихотворения Некрасова и Алексея Толстого. Детских книг он никогда не читал, а сразу же стал знакомиться с классикой русской литературы.

Из-за «неблагонадежности» отца семья скиталась с места на место пока не переехала в 1899 году в Одессу, к отцовским братьям и сестре. Здесь Борис успешно сдал экзамены в гимназию. Когда он учился в первом классе, то дети решили издавать домашний журнал. Рассказ Бориса из школьной жизни «Троянская война» оказался самым лучшим, самым длинным и самым интересным.

Но больше всего мальчика влекли путешествия. В тринадцать лет он на грузовом пароходе совершил первое морское плавание из Одессы в Батуми и обратно. После шестого класса состоялась другая большая поездка – по Кавказу.

В 1901 году Борис поступил на естественное отделение физико-математического факультета Новороссийского университета, которое окончил в 1906 году. Научной работе на кафедре химии или ботаники предпочёл карьеру моряка, а попутно освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником.

С 1911 по 1916 год учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института. Практику проходил в Дании на механическом заводе. Плавал на парусниках в Средиземном море и у анатолийских берегов, а в 1912 году отправился в длительном плавании на океанском пароходе. Житков прошел все виды морской службы — от юнги до помощника капитана. Он работал в Николаеве на Русском судостроительном заводе, затем инспектором в Архангельске.

Во время войны 1914—1918 годов, Борис Житков служил в гардемаринских ротах. После краткого обучения в звании мичмана отправился в Англию — принимать моторы для русских самолетов и подводных лодок. По делам ему пришлось побывать и во Франции. После революции, Житков работал заведующим технической школой в Тирасполе.

В 1922 году переехал в Одессу и стал преподавать физику и химию на рабфаке, а осенью 1923 года уехал в Петроград. Здесь он встретился со своим школьным товарищем Корнеем Чуковским, который и предложил ему написать то, что Борис так хорошо рассказывал детям. Чуковский направил Житкова в журнал «Воробей» к Самуилу Маршаку. В конце января 1924 года в печати появился первый рассказ Бориса Степановича – «Шквал».

Вскоре Житков стал работать в Госиздате в качестве редактора научно-популярных книг, в детском журнале «Воробей» вел рубрики «Как люди работают» и «Бродячий фотограф», придумал рубрику — «Мастеровой».

Он пишет книгу «Паровоз» для издательства «Радуга» и сочиняет пьесу для Ленинградского театра юного зрителя. В это же время писатель работает в пионерской газете «Ленинские искры», а в конце лета 1925 года едет за свой счет в Копенгаген и посылает оттуда корреспонденции для этой газеты «У пионеров Дании».

В 1926 году выходит его сборник «Морские рассказы». Автор торопится рассказать людям обо всем, что видел и знал. Житков был первым, кто ввел в детскую литературу тему труда, выделяя его нравственные аспекты и моральные проблемы. Кроме того, он нашел удачный синтез науки и искусства в созданной им научно-художественной литературе.

С удовольствием Житков работал в журналах «Новый Робинзон», «Пионер», «Чиж», «Ёж», «Юный натуралист» и детском календаре, выдумывал книжки-картинки и книжки-игрушки, писал пьесы для Театра юного зрителя, сочинял тексты для диафильмов, хотел найти новые формы радиопредставлений для детей и мечтал о звуке в кино. Борис Степанович всегда и во всем оставался верен себе, стараясь создавать интересные для детей произведения.

Он пришел в литературу немолодым человеком, но за четырнадцать с половиной лет написал 192 произведения, включая 38 маленьких рассказов для дошкольников. Кроме них, писатель создал 74 очерка, 59 повестей и рассказов, 7 крупных произведений и 14 статей. Из общего числа написанных Борисом Житковым произведений 8 остались неопубликованными, а 29 вышли в свет после смерти писателя.

Не все книги, которые Житков задумал, были написаны. Не успел он создать принципиально новый учебник для школьников, о котором мечтал. «Я думаю, что надо, наконец, начать кому-нибудь писать настоящие учебники, – сообщал он литератору И. И. Халтурину. – Учебники для детей. Это ведь тоже, выходит, детская книжка. И, скажите мне на милость, почему с беллетриста такой спрос: если на первой полустранице «ничего не начинается», то всякий вправе захлопнуть книжку и обругаться. А с «руководства» – никакого спросу, лишь бы вмещал курс».

Сам Житков признавал, что иные из его книг – «форменные учебники». Названий он не привёл, но угадать их нетрудно: в то время он работал в основном над книгами о технике и близкими к ним: «Кино в коробке», «Паровоз», «Плотник», «Про эту книгу», «Свет без огня», «Телеграмма»… Не упрощая дела с технической стороны, он написал эти книги живо, увлекательно, вдохновенно, в полную мощь богатого и непринуждённого житковского языка.

И хотя у разных школьных предметов есть своя специфика (об истории или литературе Житков не стал бы писать так же, как о математике и физике), сам принцип создания новых учебников тут уже ясен. Есть что за образец взять. И стоит ли удивляться, что именно из уст Бориса Житкова однажды вырвались знаменитые слова, сохраняющие свою свежесть и сегодня: «Невозможно, чтоб было трудно учиться: надо, чтоб учиться было радостно, трепетно и победно».